Четверг, 21.09.2017, 02:58
TERRA INCOGNITA

Сайт Рэдрика

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Криминальное Чтиво » Хорошие книги

Евгений Водолазкин / Лавр
12.12.2013, 22:18
Пролегомена

В разное время у него было четыре имени. В этом можно усматривать преимущество, поскольку жизнь человека неоднородна. Порой случается, что ее части имеют между собой мало общего. Настолько мало, что может показаться, будто прожиты они разными людьми. В таких случаях нельзя не испытывать удивления, что все эти люди носят одно имя.
У него было также два прозвища. Одно из них – Рукинец – отсылало к Рукиной слободке, месту, где он появился на свет. Но большинству этот человек был известен под прозвищем Врач, потому что для современников прежде всего он был врачом. Был, нужно думать, чем-то большим, чем врач, ибо то, что он совершал, выходило за пределы врачебных возможностей.
Предполагают, что слово врач происходит от слова врати – заговаривать. Такое родство подразумевает, что в процессе лечения существенную роль играло слово. Слово как таковое – что бы оно ни означало. Ввиду ограниченного набора медикаментов роль слова в Средневековье была значительнее, чем сейчас. И говорить приходилось довольно много.
Говорили врачи. Им были известны кое-какие средства против недугов, но они не упускали возможности обратиться к болезни напрямую. Произнося ритмичные, внешне лишенные смысла фразы, они заговаривали болезнь, убеждая ее покинуть тело пациента. Грань между врачом и знахарем была в ту эпоху относительной.
Говорили больные. За отсутствием диагностической техники им приходилось подробно описывать все, что происходило в их страдающих телах. Иногда им казалось, что вместе с тягучими, пропитанными болью словами мало-помалу из них выходила болезнь. Только врачам они могли рассказать о болезни во всех подробностях, и от этого им становилось легче.
Говорили родственники больных. Они уточняли показания близких или даже вносили в них поправки, потому что не все болезни позволяли страдальцам дать о пережитом достоверный отчет. Родственники могли открыто выразить опасение, что болезнь неизлечима, и (Средневековье не было временем сентиментальным) пожаловаться на то, как трудно иметь дело с больным. От этого им тоже становилось легче.
Особенность человека, о котором идет речь, состояла в том, что он говорил очень мало. Он помнил слова Арсения Великого: много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда. Чаще всего он безмолвно смотрел на больного. Мог сказать лишь: тело твое тебе еще послужит. Или: тело твое пришло в негодность, готовься его оставить; знай, что оболочка сия несовершенна.
Слава его была велика. Она заполняла весь обитаемый мир, и он нигде не мог от нее укрыться. Его появление собирало множество народа. Он обводил присутствующих внимательным взглядом, и его безмолвие передавалось собравшимся. Толпа замирала на месте. Вместо слов из сотен открытых ртов вырывались лишь облачка пара. Он смотрел, как они таяли в морозном воздухе. И был слышен хруст январского снега под его ногами. Или шуршание сентябрьской листвы. Все ждали чуда, и по лицам стоявших катился пот ожидания. Соленые капли гулко падали на землю. Расступаясь, толпа пропускала его к тому, ради кого он пришел.
Он клал руку на лоб больного. Или касался ею раны. Многие верили, что прикосновение его руки исцеляет. Прозвище Рукинец, полученное им по месту рождения, получало таким образом дополнительное обоснование. От года к году его врачебное искусство совершенствовалось и в зените жизни достигло высот, недоступных, казалось, человеку.
Говорили, что он обладал эликсиром бессмертия. Время от времени высказывается даже мысль, что даровавший исцеления не мог умереть, как все прочие. Такое мнение основано на том, что тело его после смерти не имело следов тления. Лежа много дней под открытым небом, оно сохраняло свой прежний вид. А потом исчезло, будто его обладатель устал лежать. Встал и ушел. Думающие так забывают, однако, что от сотворения мира только два человека покинули землю телесно. На обличение Антихриста был взят Господом Енох, и в огненной колеснице вознесся на небо Илия. О русском враче предание не упоминает.
Судя по его немногочисленным высказываниям, он не собирался пребывать в теле вечно – потому хотя бы, что занимался им всю жизнь. Да и эликсира бессмертия у него, скорее всего, не было. Подобного рода вещи как-то не соответствуют тому, что мы о нем знаем. Иными словами, можно с уверенностью сказать, что в настоящее время его с нами нет. Стоит при этом оговориться, что сам он не всегда понимал, какое время следует считать настоящим.

Книга Познания

Он появился на свет в Рукиной слободке при Кириллове монастыре. Это произошло 8 мая 6948 года от Сотворения мира, 1440-го от Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа, в день памяти Арсения Великого. Семь дней спустя во имя Арсения он был крещен. Эти семь дней его мать не ела мяса, чтобы подготовить новорожденного к первому причастию. До сорокового дня после родов она не ходила в церковь и ожидала очищения своей плоти. Когда плоть ее очистилась, она пошла на раннюю службу. Пав ниц в притворе, лежала несколько часов и просила для своего младенца лишь одного: жизни. Арсений был третьим ее ребенком. Родившиеся ранее не пережили первого года.
Арсений пережил. 8 мая 1441 года в Кирилло-Белозерском монастыре семья отслужила благодарственный молебен. Приложившись после молебна к мощам преподобного Кирилла, Арсений с родителями отправились домой, а Христофор, его дед, остался в монастыре. На следующий день завершался седьмой десяток его лет, и он решил спросить у старца Никандра, как ему быть дальше.
В принципе, ответил старец, мне нечего тебе сказать. Разве что: живи, друже, поближе к кладбищу. Ты такой дылда, что нести тебя туда будет тяжело. И вообще: живи один.
Так сказал старец Никандр.

И Христофор переместился к одному из окрестных кладбищ. В отдалении от Рукиной слободки, у самой кладбищенской ограды он нашел пустую избу. Ее хозяева не пережили последнего мора. Это были годы, когда домов стало больше, чем людей. В крепкую, просторную, но выморочную избу никто не решался вселиться. Тем более – возле кладбища, полного чумных покойников. А Христофор решился.
Говорили, что уже тогда он вполне отчетливо представлял себе дальнейшую судьбу этого места. Что якобы уже в то отдаленное время знал о постройке на месте его избы кладбищенской церкви в 1495 году. Церковь была сооружена в благодарность за благополучный исход 1492 года, семитысячного от Сотворения мира. И хотя ожидавшегося конца света в том году не произошло, тезка Христофора неожиданно для себя и других открыл Америку (тогда на это не обратили внимания).

В 1609 году церковь разрушена поляками. Кладбище приходит в запустение, и на его месте вырастает сосновый лес. Со сборщиками грибов время от времени заговаривают привидения. В 1817 году для производства досок лес приобретает купец Козлов. Через два года на освободившемся месте строят больницу для бедных. Спустя ровно сто лет в здание больницы въезжает уездная ЧК. В соответствии с первоначальным предназначением территории ведомство организует на ней массовые захоронения. В 1942 году немецкий пилот Хайнрих фон Айнзидель метким попаданием стирает здание с лица земли. В 1947 году участок переоборудуется под военный полигон и передается 7-й Краснознаменной танковой бригаде им. К. Е. Ворошилова. С 1991 года земля принадлежит садоводству «Белые ночи». Вместе с картофелем члены садоводства выкапывают большое количество костей и снарядов, но жаловаться в волостную управу не торопятся. Они знают, что другой земли им все равно никто не предоставит.
Уж на такой земле нам выпало жить, говорят.
Подробное это предвидение указывало Христофору, что на его веку земля останется нетронутой, а избранный им дом пятьдесят четыре года пребудет в целости. Христофор понимал, что для страны с бурной историей пятьдесят четыре года – немало.
Это был дом-пятистенок: помимо четырех внешних стен в срубе имелась пятая внутренняя стена. Перегораживая сруб, она образовывала две комнаты – теплую (с печью) и холодную.
Въехав в дом, Христофор проверил, нет ли в нем щелей между бревнами, и заново затянул окна бычьим пузырем. Взял масличных бобов и можжевеловых ягод, смешал с можжевеловой щепой и ладаном. Добавил дубовых листьев и листьев руты. Мелко истолок, положил на уголья и в течение дня занимался прокуриванием.
Христофор знал, что со временем моровое поветрие и само выходит из изб, но эту меру предосторожности не счел лишней. Он боялся за родных, которые могли его навещать. Он боялся и за всех тех, кого лечил, потому что они бывали у него постоянно. Христофор был травником, и к нему приходили разные люди.
Приходили мучимые кашлем. Он давал им толченой пшеницы с ячменной мукой, смешав их с медом. Иногда – вареной полбы, поскольку полба вытягивает из легких влагу. В зависимости от вида кашля мог дать горохового супа или воды из-под вареной репы. Кашель Христофор различал по звуку. Если кашель был размытым и не определялся, Христофор прижимал ухо к груди больного и долго слушал его дыхание.

Приходили сводить бородавки. Таковым Христофор велел прикладывать к бородавкам толченый лук с солью. Или мазать их воробьиным пометом, растертым со слюной. Однако же лучшим средством ему казались толченые семена васильков, которыми бородавки следовало присыпать. Васильковые семена вытягивали из бородавок корень, и на том месте они уже больше не росли.
Помогал Христофор и в делах постельных. Пришедших по этому поводу определял сразу – по тому, как входили и мялись на пороге. Трагический и виноватый их взгляд смешил Христофора, но он не подавал виду. Без долгих предисловий травник призывал гостей снимать штаны, и гости беззвучно повиновались. Иногда отправлял их помыться в соседнее помещение, особое внимание предлагая обратить на крайнюю плоть. Он был убежден, что правил личной гигиены следует придерживаться и в Средневековье. С раздражением слушал, как вода из ковша прерывисто льется в деревянную кадку.
Что убо о сем речеши, записывал он в сердцах на куске бересты. И как это женщины таких к себе подпускают? Кошмар.
Если тайный уд не имел очевидных повреждений, Христофор расспрашивал о проблеме в подробностях. Рассказывать ему не боялись, потому что знали – он не болтлив. При отсутствии эрекции Христофор предлагал добавлять в пищу дорогие анис и миндаль или дешевый сироп из мяты, которые умножают семя и движут постельные помыслы. То же действие приписывалось траве с необычным названием воронье сало, а также простой пшенице. Существовала, наконец, лас-трава, имевшая два корня – белый и черный. От белого эрекция возникала, а от черного пропадала. Недостаток средства состоял в том, что белый корень в ответственный момент следовало держать во рту. На это готовы были пойти не все.
 -----------------
Скачайте книгу и читайте дальше в любом из 14 удобных форматов:

Категория: Хорошие книги
Всего комментариев: 23
1 Nativ   (22.06.2017 20:16)
Ой, люди, это что-то совершенно необычное по стилю, а может быть и по теме. У меня узкий кругозор, мало прочитано, не могу точно судить, есть ли еще книги в такой тематике.
Я сейчас читаю, дочитала до середины.
Средневековая русская речь перемешана с нашей сегодняшней речью - и это выглядит совершенно органично. И среди описания деталей, предметов средневекового быта вдруг попадаются пластиковые бутылки.

2 Maniko   (23.06.2017 11:49)
Точно!
Прекрасный современный российский писатель. Живой красочный язык. 
И ещё: у него почти в каждом произведении видно, чувствуется, на себе ощущается Время. Его течение.
Не знаю как объяснить. Такое я чувствую в заброшенных пещерах, у средневековых развалин и читая Водолазкина.

3 Nativ   (25.06.2017 23:27)
Обсуждали книгу в Книжном клубе в реале. Не все осилили, не все смогли дочитать до конца. Раскритиковали и стиль и содержание. "5" по пятибалльной шкале поставил только один, я поставила "4+". А остальные были от книги не в восторге. Честно говоря, я не поняла аргументов. Ну может это просто я! не поняла.

А я стала пробуксовывать на 3-ей части "Книга Пути", внимание рассеялось, мне эта наиболее приключенческая часть, как раз и не понравилась, я как-то не любитель приключенческой литературы. А 4 часть опять нормально у меня пошла.

4 Nativ   (27.06.2017 13:08)
"Роман «Лавр» это пример литературы, дарящей неоценимый духовный опыт, который часто недоступен без такого проводника как Лавр-Водолазкин".
http://www.natsbest.ru/award/2013/review/evgenij-vodolazkin-lavr-3/

Вот да, подписываюсь. И если бы, конечно, не книжный клуб, сама бы никогда не стала читать эту книгу. Она у меня по разряду необязательных для чтения проходила.

5 Nativ   (12.07.2017 22:48)
"За спиной Лавра шелест теплого ветра. Пламя свечей колеблется, и иконы оживают. Причастившись, Лавр говорит:

Знаешь, у меня тоже есть просьба. Когда я покину мое тело, им же согрешил есмь, не церемоньтесь с ним особенно. Привяжите к ногам веревку и тащите его в болотную дебрь на растерзание зверям и гадам. Вот, собственно, все.

Стоя в дверях церкви, Лавр созерцает скорбное лицо Алипия.

Это мое завещание, говорит Лавр. И его следует выполнить."

(Цитата из книги "Лавр").

6 Nativ   (12.07.2017 22:58)
Вот так Лавр завещал поступить с его телом после смерти: не предавать тело земле, а оставить его не погребенным на растерзание диким зверям.

Так вот я хочу спросить, встречалось ли подобное где-нибудь в житиях святых? Не в романе-житии, как у Водолазкина, где Арсений-Лавр все-таки продукт авторского художественного вымысла, а в настоящих церковных житиях?

7 Alice   (13.07.2017 08:00)
Вот здесь достаточно полный ответ:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Damnatio_ad_bestias

10 Nativ   (14.07.2017 20:18)
Спасибо.

8 Marfa   (13.07.2017 08:55)
Очень и очень часто. И не только в память первомученикам, которых терзали дикие звери на аренах, а властители не дозволяли замученных христиан хоронить и их кости таскали псы. Это стало неким благочестивым трендом у святых отцов, как профилактика тщеславия, культа личностей и всего того, что мы видим в средневековой Европе относительно "культа мощей". В Евангелии от Луки сказано "Унижающий себя да возвысится", вот и следовали преподобные монахи словам Христа. Можешь посмотреть житие Антония Сийского, это наш русский монах, или, скажем,  Маркеллина, который так себя решил наказать за отказ от исповедания Христа. Если вспомню дополнительную конкретику - напишу.

9 Nativ   (14.07.2017 20:08)
Поняла, спасибо.

Вот только это не поняла: разве у нас нет "культа мощей"?

11 Marfa   (16.07.2017 11:03)
Тут тонкий момент. У нас есть почитание мощей, но как правило сами святые и лучшие люди Церкви не забывали напоминать что спасает один Бог. А святые - это люди, проложившие путь к спасению, служащие ориентиром. Да, их именуют заступниками, им молятся и просят помощи. Но ставить телегу впереди лошади не стоит.

12 Nativ   (16.07.2017 23:08)
А в Европе не так?

13 Marfa   (17.07.2017 08:30)
В современной Европе мне кажется только культы толерантности и гедонизма) А если взять средневековую Европу, то мне кажется масштаб культа святых у них более впечатляющ, чем в православии.

14 Nativ   (17.07.2017 22:38)
Не совсем в тему. А знаешь, что? Водолазкин говорит, что среди юродивых в России было много иностранцев.

16 Marfa   (17.07.2017 23:17)
Ну раз он так говорит, наверное у него есть основания. Я не изучала этот вопрос. Но честно говоря в недоумении.

17 Nativ   (17.07.2017 23:45)
http://evgenyvodolazkin.ru/92_o-yurodstve-zametki-na-polyax-romana-lavr/
Юродивый – человек, порвавший с обществом. Юродство сродни монашеству: это тоже уход от мира, только другими средствами. Это именно уход, потому что выбравший такую стезю обычно покидал родные края и юродствовал там, где его никто не знал. Он «умирал для мира» – не только для того мира, в котором жил прежде, но и для того, в котором оказывался: придя в чужую землю, юродивый уже не становился ее частью. Потому лишь на первый взгляд может показаться удивительным то, что некоторые русские юродивые по происхождению не были русскими и пришли к нам с Запада. Прокопий Устюжский, как повествует его житие, пришел на Русь «от западных стран, от латинска языка, от немецкия земли». Иноземцами именуются в житиях также юродивые Исидор Твердислов и Иоанн Власатый.

Но «отвержение родины» свойственно не только юродивым, пришедшим на Русь из чужих стран, – собственно русские святые также никогда не юродствуют в окружении семьи, в своем родном городе. Василий Блаженный «оставль род свой, и дом отеческ, и град, идеже родися, и прииде в царствующий град Москву». Симон Юрьевецкий «не изволи во отечествии своем в таковом сый уродственом нраве пребывати, но восхоте от своих соплеменник бегством в чуждиих странах утаенным отлучитися и странен и неведом быти».

18 Marfa   (17.07.2017 23:56)
Василий Блаженный, Ксения, оптинские старцы местные все. А подвизаться подальше от дома и монахи уходили. Дома домашние не дадут  делать дело спасения как душе угодно, будут требовать угождать им, а не Богу.

19 Marfa   (18.07.2017 08:59)
Смотрю https://azbyka.ru/days/sv-simon-jureveckij Выходит что Симон Юрьевецкий родился в Костромской губернии. Прокопий да, из "немцев". Но объявлять большинство юродивых не русскими по происхождению наверно можно только приплюсовав католических святых, подвизавшихся юродством. Или ты неправильно  поняла автора. "Некоторые были иноземцами" и "многие были иноземцами", знаешь ли, большая разница)

20 Nativ   (18.07.2017 21:21)
Да, да, ты права. Я не то слово использовала. "Многие" вычеркиваем, оставляем "некоторые были иноземцами".

15 Nativ   (17.07.2017 22:43)
Еще меня удивило, что во время обсуждения этой книги в книжном клубе, люди сказали, что в этой книге нет Бога. Я удивилась: как это нет? А они: Бог не появляется в этом романном житии как персонаж. А что, в церковных житиях Бог присутствует как персонаж?

21 Nativ   (18.07.2017 21:23)
А на самый нижний вопрос никто не знает ответа?

22 Marfa   (19.07.2017 08:35)
Это такой сложный философский вопрос что я не решусь отвечать. Мне как-то язык не поворачивается назвать Бога персонажем)) Может Рэдрик или Алиса ответят? Как гуманитарии и тонкие знатоки литературы?

23 Nativ   (19.07.2017 21:37)
А что такого философского в этом вопросе?
"Персонаж" слишком резкое слово - я согласна, но оно возникло, чтобы мы могли объясниться, о чем конкретно мы говорим,  - и сразу для всех стало понятно, о чем именно речь.

А в Евангелии Бог ведь тоже не является почти. Так?
Вот здесь является:
"16. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный..."

А еще такое или похожее есть в Евангелии, когда Бог являет себя?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Меню сайта

Чат

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

 
Copyright Redrik © 2017