XVII век, блистательная эпоха расцвета французского абсолютизма,
принесшая всемирную славу Франции и ее культуре, неотделим от образа
монарха, как солнце, осветившего свою страну и так и прозванного
современниками : Король-Солнце. Неоценимо много сделал Людовик
XIV для того, чтобы французская культура — театр, живопись, архитектура,
балет — еще много веков служила эталоном и образцом, мерилом достижений
других национальных культур. При его прямом участии был создан Версаль,
он покровительствовал Расину и Мольеру, Мансару и Люлли, именно ему
принадлежит честь создания классического французского балета. Менее
известно, однако, что Людовик XIV, будучи стра¬стным поклонником и
знатоком искусств, и сам отдал дань музам: являлся прекрасным музыкантом
и выдающимся танцором, мастерство которого отмечалось единодушно и
отнюдь не только из-за верноподданнических чувств. Необъятной
теме «Людовик XIV и искусство» посвятил настоящую работу известный
французский музыковед и романист Филипп Боссан. Увлекательно написанная,
книга Боссана будет интересна всем, кто любит Францию и хочет больше
узнать о ее великой культуре. ---------------
Когда в 1979 году молодой русский музыковед издал книгу «Свидетельство.
Мемуары Дмитрия Шостаковича, записанные и отредактированные Соломоном
Волковым», все мы полагали, что мир наконец поймет истинное положение
дел. Когда я прочитал «Свидетельство», у меня не возникло ни малейшего
сомнения, что в этой книге был настоящий Шостакович. Все, что мы знали о
нем, было теперь подтверждено в печати, и даже намного больше в том же
духе. Я склонен считать, что если бы не было сопротивления советского
бюрократического аппарата и его обвинений в адрес «Свидетельства», было
бы наверняка меньше разговоров о подлинности книги, возможно, во много
раз меньше. Шостакович поднялся от своего личного опыта до уровня
общечеловеческого. За это мы должны быть ему вечно благодарны.
«Свидетельство» поможет бесчисленным любителям музыки на Западе постичь
то, чтó Шостакович пытался сказать человечеству. ---------------