Спустившись по трапу с Як-40, Виктор Черномырдин в донецком аэропорту долго не задерживался. Традиционные хлеб-соль, обмен рукопожатиями с главой облгосадминистрации Виктором Януковичем, а через четверть часа уже встреча с деловыми кругами Донбасса. Заинтересованный разговор начался без раскачки: – Вы знаете, что меня в первую очередь интересует: труба. «Газпром», – произнес весомо, – без харцызской трубы не обойдется. – Черномырдин остановил взгляд на представителе нового собственника Харцызского трубного завода – президенте «Индустриального Союза Донбасса» Сергее Таруте. – Знаю, и у вас есть желание сесть за стол переговоров с РАО «Газпром». В этом я готов вам помочь. За стол вы сядете! Виктор Степанович, несмотря на некоторую «простоту» речи, вел себя в высшей степени дипломатично. Не акцентировал, что с приобретением корпорацией «ИСД» семидесяти шести процентов акций трубного завода перед новым собственником остро встал вопрос сбыта продукции. После введения Россией НДС на украинские товары продажи резко упали. Потеряли не только производители труб. По словам президента ЗАО «Группа Норд» Валентина Ландика, ранее более тридцати процентов холодильников и другой продукции «Норда» шло именно в Россию. После введения первого июля НДС продажи там снизились на сорок процентов. Соответственно, были снижены и закупки российских комплектующих. Потеряли обе стороны… Директор Харцызского трубного завода Федор Дерментли что-то хотел сказать относительно проектов строительства замещающих мощностей в России, но Черномырдин лишь отмахнулся: – А кто строит?.. Я не спорю, что Нижний Тагил – это будущее России и «Газпрома». Знаю и о проекте строительства трубного завода в Череповце. Но это минимум три миллиарда «зеленых» – и три года строить! А труба нужна уже сегодня! Есть плановая необходимость замены сотен километров прохудившихся магистралей. Сделав короткую паузу, Черномырдин в свойственной ему форме говорить образно, заключил: – Для меня хоть деревянную трубу в Харцызске постройте, лишь бы она проходила по техническим показателям. – Ну, зачем такая крайность: деревянную… Донецкий губернатор взглядом поощрил к выступлению президента «ИСД» Сергея Таруту. – Харцызский трубный завод, – проинформировал тот, – два месяца назад освоил выпуск одношовной трубы и выиграл тендер в Сирии на поставку шестидесяти тысяч тонн труб. Просьба, Виктор Степанович, донести российскому правительству, что мы конкурентоспособны… Черномырдин широко улыбнулся и перевел взгляд на участвующего в совещании начальника Донбасской региональной таможни Юрия Коновченко: – Вот, Юрий Николаевич… Я его знаю со времени, когда работал в Москве министром нефти и газа, а он в Таможенном комитете СССР. Что, Юрий Николаевич?.. – Черномырдин обратился к Коновченко, – будем доносить российскому правительству о харцызской конкурентоспособности? Таможня дает добро? Виктор Степанович был однозначно рад увидеть в Донецке знакомое лицо, он привычно шутил, а Коновченко – серьезный, подтянутый, в темно-синем кителе с большими звездами – оглянулся на Януковича и отвечал сдержанно: – Меня, господин посол, как и всех здесь присутствующих, в первую очередь беспокоит другой вопрос: НДС. Ввод НДС только за последние два месяца снизил наш с Россией внешнеторговый оборот на сорок четыре процента по импорту и на двадцать три процента по экспорту. Одно поспешное решение уничтожило многолетние наработанные связи и способствовало активизации контрабандного бизнеса. Подобная ситуация во взаимоотношениях с Польшей привела к тому, что «черный» импорт из этой страны составил на одном из этапов шестьдесят процентов. Цифра впечатлила – в зале повисла тягостная пауза. Нарушил ее Черномырдин: – Мы все бежали в рынок, – вздохнул Виктор Степанович. И эти его слова ни у кого не вызвали даже подобие улыбки. – ЭНДээСом мы, Россия, наказали сами себя. Напоролись на то, против чего боролись. Словно вспомнив, что является прежде всего полпредом своей страны, поправился: – Вы поймите меня правильно: любое государство, и Россия в этом плане не исключение, пытается защитить собственный рынок и производителя. Другое дело, что делать это необходимо продуманно и взвешенно, чего как раз и не произошло. Посол говорил, не отводя взгляд от Коновченко, и тот посчитал необходимым произнести еще несколько слов: – Зная, Виктор Степанович, ваш характер и послужной список, с первых дней вашего назначения в Украину нетрудно было предвидеть, что вы будете играть главную роль в строительстве экономических взаимоотношений двух ведущих стран СНГ. И мы все очень надеемся на ваше самое активное участие в вопросе отмены июльского НДС. – Свое отношение к Донбассу, – включился и Янукович, – Виктор Степанович проявил еще будучи председателем российского правительства. Все помнят, какое в декабре девяносто седьмого года на Донецкую область обрушилось стихийное бедствие?.. Прошел обильный дождь при минусовой температуре. В результате обледенения вышли из строя линии электропередач, давление в газопроводах упало до критической отметки, замедляли работу и даже останавливались заводы, шахты, стройки. Только увеличение подачи газа в регионах могло предотвратить технологическую катастрофу. Виктор Степанович, все знают, на просьбу Леонида Даниловича немедленно откликнулся… Не к одному только предприятию вХарцызске есть у нашего многоуважаемого гостя посольский интерес. – Янукович наклонился над столом и продолжил, понижая голос: – А взять мариупольский «Азовмаш» – разве не нужны российской нефтяной отрасли украинские цистерны? Ведь не любую нефть можно транспортировать по трубе. Миллионы тонн «тяжелой нефти» пойдут завтра по железной дороге до терминала в Феодосии. Традиционную паровую рубашку, которая больше подогревает воздух, чем мазут, в мариупольских цистернах заменят на систему внутреннего подогрева – такую, знаете, как в электрочайнике… Виктор Янукович, говоря об «Азовмаше», вспомнил и о том, что это предприятие – флагман машиностроения – может служить примером теснейшего сотрудничества с российскими партнерами: МПС, ТНК, «ЛукОйл», «ТрансРейл», «Юкос»… – Список наш многоуважаемый гость, – губернатор указал глазами на посла и спецпредставителя президента Путина, – может, наверное, продолжить. – Я назову цифру, – откликнулся, мягко улыбнувшись, посол Черномырдин. – По железным дорогам России бегают более ста пятидесяти тысяч вагонов-цистерн, изготовленных в Мариуполе. Президент «Азовмаша» Александр Савчук и мэр Мариуполя Юрий Хотлубей переглянулись. – Сто пятьдесят две тысячи семьсот, – уточнил руководитель концерна. – Я буду рад, если количество украинских цистерн возрастет, – кивнул Виктор Степанович. – Хотелось бы услышать и о других примерах сотрудничества… – Все кислородно-конвертерные цехи, – с гордостью за предприятие, которое собрание акционеров доверило ему возглавить, сказал Савчук, – оснащены сталеплавильными агрегатами, изготовленными на «Азовмаше»… На угольных разрезах работают уникальные роторные комплексы производительностью свыше пяти тысяч кубометров в час. А еще портальные краны, бронекорпуса для танков, бронетранспортеров… Александр Владимирович коротко перечислил основные виды выпускаемой продукции. Черномырдин прищурился. – Для меня достаточно неожиданно то, что вы сказали. Я уже хочу… Нет, я уже готов побывать на «Азовмаше» и посмотреть все своими глазами. Можно это организовать? Савчук и Хотлубей снова переглянулись. Мэр Мариуполя показал взглядом на губернатора. Посол России этот взгляд перехватил. – Так что, Виктор Федорович, – Черномырдин обращался к главе Донецкой облгосадминистрации, – можем мы поехать в Мариуполь? Хотелось бы посмотреть завод! Производство! А то, что за пределами, – добавил с легкой иронией, – вы знаете, я уже видел. В Запорожье. Присутствующие в зале оживились. Наверное, каждый из программ новостей знал, как встречали Виктора Степановича Черномырдина в соседней области. Там началось с захватывающего зрелища в Конном театре, что на острове Хортица. Российского посла протестировали на храбрость. Предложили выпить залпом две трети стакана водки, установленного на сабельном клинке, и не уронить при этом «тару». После чего завязали Черномырдину глаза, обрадовав, что сейчас один из казаков длинной плетью ювелирно собьет с его головы папаху. К счастью, гостеприимство запорожчан так далеко не дошло. Папаху с Виктора Степановича, мужественно стоявшего с завязанными глазами, сбил не грозный казак, рассекавший воздух семиметровым кожаным хлыстом, а другой, подошедший к высокому гостю тихонько сзади. Таким образом посвятив российского посла в запорожские казаки, губернатор Евгений Карташов повез его (впрочем, не сразу, а после короткой встречи с деловыми кругами Запорожья) подальше от регионального центра в Бердянск – на открытие ежегодного международного кинофестиваля… – Так что? – обращаясь к донецкому губернатору, повторился с улыбкой Черномырдин. – Мы едем в Мариуполь или идем через дорогу смотреть картинную галерею?
Пресс-конференция на «Азовмаше»
После знакомства с «Азовмашем» у Виктора Степановича Черномырдина было столько впечатлений, что он с радостью согласился на предложенную пресс-конференцию; перед кем же и выговориться, если не перед журналистами. – Только у меня есть просьба, – сказал посол, прежде чем начать свою первую на донецкой земле пресс-конференцию, которая состоялась в офисе «Азовмаша», – давайте поговорим сейчас по-домашнему, спокойно, открыто… Не мудрствуя, прошу, задавайте любые вопросы. Договорились? Журналистам Виктор Степанович понравился, атмосфера сложилась такая, что вопросы в самом деле задавали любые – и не только о полученном послом впечатлении от знакомства с машиностроительным предприятием. Ведущая мариупольского телеканала, поощренная таким предложением, спросила: – Не кажется ли вам, господин посол, что как-то уж слишком активно… Я бы даже сказала – агрессивно… российский капитал идет в экономику Украины? С глубоким вздохом Черномырдин откинулся на широкую спинку кожаного кресла. – Я бы не стал сегодня именно так оценивать сложившуюся ситуацию. Что значит агрессивно? Пожалуйста, пусть и украинский капитал идет на российский рынок. Это я передаю вам мнение Владимира Владимировича Путина, его напутствие мне… Кого только на российском инвестиционном рынке нет! Почему с другого континента к нам приходят, а Украина рядом и не шевелится? – Я хочу уточнить… Мы – шевелимся! – Янукович старательно скрывал улыбку. – Мы приобрели машиностроительный завод в Ростовской области, который специализируется на выпуске горно-шахтного оборудования. Присматриваемся еще к нескольким крупным предприятиям в России. Нельзя, Виктор Степанович, сказать, что Донбасс не шевелится. – В самом деле? – Прищурив глаза, Черномырдин рассматривал журналистку, которая задала вопрос. – Вот видите, девушка, а вы и не знали! Представители СМИ поинтересовались также отношением российского посла к свободным экономическим зонам, которые с успехом работают на Донбассе. – Я восхищен! – не стал скрывать Черномырдин. – Уже попросил у Виктора Федоровича, – покосился на сидящего рядом Януковича, – два пакета документации по СЭЗ. Для себя, и для нашего торгпреда. – Я восхищен, – уточнил посол, – результатами, которых достигли на Донбассе, также наличием в Украине серьезной законодательной базы. – Первый решительный шаг в этом направлении, – вставил донецкий губернатор, – сделал наш президент Леонид Данилович Кучма. В девяносто седьмом году глава государства подписал Указ, а спустя год сказала свое слово и Верховная Рада. Другая журналистка, совсем юная, в платьице нежно-сиреневого цвета, что колокольчиком вилось выше колен и, казалось, вот-вот зазвенит. Льдистые глаза ее сверкали, как осколки айсберга: – Вопрос, господин посол, о реструктуризации долга, – объявила она. Лицо Черномырдина застыло, а указательный палец нервно застучал по краю стола. – Что вы понимаете под реструктуризацией? – Палец застыл. Лицо в ожидании ответа оживилось. – Ну как? – смутилась девушка. – Простить нам долги… – А что, так бывает? – жестко спросил посол России. – Хотя… – увидев, как журналистка покраснела и лед в глазах быстро начал таять, смягчился Виктор Степанович, – вопрос непростой. Мы знаем, как решаются вопросы долгов Украины перед другими странами – исправно Киев всем платит, день в день. И Россия перед другими странами жестко несет ответственность по долгам. Как в магазине: ты взял товар, подошел к кассе – заплатил. Почему с оплатой поставок российского газа в Украине должно быть по-другому? Хочу – плачу, хочу – не плачу. Это нормально? Лед в глазах журналистки совсем растаял, а платье-колокольчик так и не зазвенело. Впрочем, второй свой вопрос будущее «золотое перо» сформулировала более удачно: – Сегодня торговый баланс между Россией и Украиной – шесть миллиардов долларов… Каким, господин посол, вы видите этот баланс в перспективе? – В следующем году выйдем на десять миллиардов, – заявил Черномырдин. – Но наш потенциал в перспективе – пятьдесят. Пятьдесят миллиардов американских долларов! Среди журналистов прошла волна оживления. – Пятьдесят? – переспросил с сомнением корреспондент «Приазовского рабочего». – Полста! – Все заметили взгляд Виктора Степановича, бегло брошенный на часы. И журналист не мешкая бросил в бой «тяжелую артиллерию»: – По оценке известного в мире британского журнала «Форбс», вы, Виктор Степанович, входите в восьмерку богатейших россиян. Ваше состояние оценивается в более чем один миллиард долларов. Как вы прокомментируете эту информацию? Черномырдин вздохнул. – Считаю глупостью информацию журнала «Форбс» о моем миллиардном состоянии… – Посол отвечал, спокойно глядя задавшему вопрос журналисту в глаза. – Несколько лет назад писали, что у меня пять миллиардов. А сегодня, говорите, уже пишут об одном. Куда делись остальные четыре миллиарда? Кто их «свистнул»? Я уже как-то на ОРТ говорил: если «Форбс» покажет, где лежит мой хотя бы один миллиард, то я без промедления эти деньги отдам журналу. Виктор Янукович, услышав последние слова, широко улыбнулся. Не сдерживали улыбки и сидевшие рядом с ним мэр Юрий Хотлубей и президент «Азовмаша» Александр Савчук. А тем временем Игорь Семусев задал свой второй вопрос, тоже по-домашнему, как и просил посол Виктор Черномырдин: – Как, Виктор Степанович, вы относитесь к возгласам относительно притеснения в Украине русскоязычного населения, навязывания украинского языка? Посол России, прежде чем ответить, с грустью покачал головой: – Не пора ли всем нам успокоиться и опуститься на землю?.. У некоторых волосы дыбом встают, прошу прощения, когда речь заходит о государственном языке и тому подобном. А что, собственно, произошло и происходит? Нормальные языки – и русский, и украинский. Другое дело, НАСИЛЬСТВЕННО ОТУЧИТЬ ОТ РУССКОГО ЯЗЫКА НЕВОЗМОЖНО – ХУЖЕ БУДЕТ. Запретить, заставить – тоже нельзя. Время все расставит по местам. А нам нужно успокоиться. Это моя позиция. Так я отвечаю и здесь, и там, в России. Там меня тоже пытаются на вилы поднять. По залу прокатилась очередная волна оживления – вживую столкнуться с «ненормативной лексикой» Виктора Степановича журналистам пришлось впервые. Следующий вопрос – от корреспондента газеты «Вечерний Донецк»: – Как вы, господин посол, оцениваете нынешний уровень российско-украинских отношений? – Давайте считать, – широко улыбнувшись, предложил Черномырдин. – Только в этом году президенты наших стран встречались уже шесть раз. Готовится мощное совещание по бизнесу – в Харькове. И там тоже будут участвовать президенты Путин и Кучма. Для экономики России украинская промышленность имеет основополагающее значение. Надо быстрее искать, – полуобернувшись, посол взглядом указал на президента «Азовмаша» Савчука, – точки соприкосновения – от законодательных актов до их претворения в жизнь, до конечных результатов. Я считаю, что сегодня МЫ НЕ СМОЖЕМ ПОДНЯТЬ ЭКОНОМИКУ РОССИИ БЕЗ НАШИХ СВЯЗЕЙ С УКРАИНОЙ. Представители СМИ отметили, разумеется, этот красноречивый взгляд Черномырдина, брошенный на Александра Савчука. Но, пожалуй, никто из них не знал, что в цехе цистерностроения руководитель «Азовмаша» Савчук рассказывал Виктору Степановичу Черномырдину о налаживании делового взаимодействия с «Уралвагонзаводом». Между предприятиями достигнуто соглашение о техническом, технологическом и маркетинговом взаимодействии с целью выхода продукции на мировой рынок. – К сожалению, – сказал Савчук, – на пути развития делового партнерства встал принятый в России закон о введении НДС на украинские товары. – Кому это на пользу? – Черномырдин ответил вопросом на вопрос. – Только западным производителям, – сказал Хотлубей. – Мировой рынок насыщен, никто там продукцию украинско-российского производства не ждет. Боятся конкуренции и по качеству, и по цене. – Без сомнения, – кивнул Черномырдин, – от НДС на украинский экспорт потеряли обе стороны. Я обещаю сделать все, чтобы исправить ситуацию. Корреспондент столичного журнала «Президент» задал вопрос: – Господин посол, а почему в вашем графике поездок по индустриальным регионам Украины пропущена Днепропетровская область? Наверное, и в областном центре, и в Кривом Роге вам было бы на что посмотреть… – Не сомневаюсь! – ответил с бодрой улыбкой Виктор Степанович. – Но в Днепропетровске, позвольте напомнить, не так давно побывал с визитом наш президент Владимир Путин. – Можно, Виктор Степанович, еще вопрос? Черномырдин кивнул. – Говорят, что вас связывают с Леонидом Даниловичем Кучмой не только протокольные, но и дружеские отношения. Это плюс или минус? – Плюс, конечно, – неожиданно резко, в упор ответил Черномырдин. – Когда есть взаимопонимание между людьми – это всегда плюс. – Как возникла эта дружба? Короткий прямой вопрос, и такой же прямой ответ: – В девяносто втором году, я тогда стал вице-премьером, а Леонид Данилович приехал в Москву в качестве премьер-министра. Мы встретились на приеме, быстро разговорились. Он – директор. Я – директор. У нас одна школа и одна эпоха. Поэтому мы быстро нашли общий язык. Ответив, Черномырдин склонился к донецкому губернатору: – Кто этот журналист? Вы его знаете? – Я так думаю, что сегодня знают все губернаторы в Украине. Он написал книгу о Леониде Даниловиче. Думаю, – добавил Виктор Федорович, – напишет и о Путине. В нашей стране большой интерес к личности российского президента. Посол хотел что-то у Януковича еще спросить, но предстояло отвечать на следующий вопрос СМИ. На этот раз – донецкого телевидения: – Вы открывали в Бердянске международный кинофестиваль – любите кино… Какой ваш любимый фильм? – «Петр Первый», – ответил, не задумываясь, Черномырдин. – И книга, и фильм… Петр для меня – особый человек. По жизни. Настоящий реформатор, настоящий человек, который ничего не боялся в своей жизни. Ничего! – повторился, акцентируя, Виктор Степанович. – Я смотрел этот фильм с удовольствием много раз. И считаю, что «Петра» нужно показывать всем руководителям. Хочешь стать руководителем или стал им – посмотри, что и как нужно делать. Чрезвычайный и Полномочный Посол России, спецпредставитель президента Владимира Путина, хитро прищурившись, смотрел на Януковича. – Признайтесь, Виктор Федорович, вы в последний раз когда «Петра Первого» смотрели?
На подводных крыльях до Ейска
– Вы говорите, что это площадь имени Ленинского Комсомола? – Виктор Степанович Черномырдин прищурился, на губах появилась ироническая улыбка. – Откуда у вас, независимых украинцев, такая сильная ностальгия по прошлому? Почему мы, – посол перешел на более дипломатичное «мы», – боимся все время во что-нибудь вступить? Ведь все равно – вступаем! Простите… Спецпредставитель Президента России, всматриваясь в игру фонтанов на площади, тоном помягче раздумчиво произнес: – В последний раз я видел подобную красоту в Италии. В Риме… Вот и называли бы эту площадь – Итальянской! – Итальянская уже есть, – проинформировал мэр Мариуполя Юрий Хотлубей, – в Одессе. – В Одессе, – широко улыбнулся Черномырдин, – много площадей есть. Даже Греческая… А консульство в Мариуполе. Но какой смысл получать в Мариуполе греческие визы? Все равно добираться через Киев. – Пока да, – согласился с послом донецкий губернатор Виктор Янукович. – Рейсы «АероСвiту» выполняются до Афин из Борисполя. – Сегодня! – вставил жизнерадостный Константин Карнаух, директор Азовского судоремонтного завода. – А завтра – оживет и Мариупольский международный аэропорт! Благодаря усилиям городских властей и комбината им. Ильича. – Надо сказать, – подтверждающе кивнув, продолжил губернатор, – что реконструкция этой площади, которая вам, Виктор Степанович, понравилась, осуществлена Мариупольским морским портом. Хочу вам представить начальника: Михаил Михайлович Дергаусов. Черномырдин и Дергаусов обменялись дружеским рукопожатием. – Так какие проблемы? – спросил Виктор Степанович. – Когда сможем из Мариуполя поплыть на теплоходе в Афины? – Нас, господин посол, – дипломатично ответил Михаил Михайлович Дергаусов, – беспокоит не только и не столько вопрос установления связей с портами дальнего зарубежья, сколько с ближним. В первую очередь, – акцентировал Дергаусов, – с Россией. Улыбка Черномырдина стала шире. – Вы, значит, как в той известной песне: «Не нужен нам берег турецкий…» Так какие проблемы с пассажирской линией в Россию? Это вы мне о Ейске будете рассказывать? – О Ейске, – подтвердил Дергаусов. – До Ейска, Виктор Степанович, девять часов езды на машине, автобусом – с пересадкой, пятнадцать! По морю же на подводных крыльях – всего полтора. Михаил Михайлович Дергаусов рассказал послу о том, что Мариупольский порт имеет статус международного. И о том, как – в надежде на развитие пассажирских перевозок – был реконструирован морвокзал, который сейчас простаивает. О том, наконец, что у порта имеется собственное судно «Савона» и опыт его эксплуатации. – Все годы люди, проживающие на побережье Азовского моря, – говорил эмоционально начальник порта, – были связаны между собой самыми тесными узами. – От семейных до производственных, – продолжил мысль Дергаусова донецкий губернатор Виктор Янукович. – После того как исчезла единая страна, родственники и партнеры оказались в разных государствах. – И теперь, чтобы добраться «на тот берег», приходится, преодолевая границы, объезжать шестьсот километров по суше. Тогда как морем до Тамани, – повторился начальник порта, – в десять раз быстрее и, соответственно, дешевле. – Не понимаю, – признался Черномырдин, – в чем проблема? – Наш морской вокзал реконструирован и вполне отвечает строгим международным требованиям, – продолжил по второму кругу объяснять Михаил Михайлович. – В помещении морвокзала оборудованы пограничный и таможенный посты. Очередь – за россиянами. – Россияне что, против? – недоумевал Черномырдин. – Не против. Но до практической реализации вопроса о возобновлении пассажирских рейсов между Мариуполем и Ейском, инициированного жителями Приазовья по обе стороны моря, так и не дошло. Причина оказалась самая банальная – у России нет денег на открытие в порту Ейска таможенного и пограничного постов! – Опять двадцать пять! – высказался в сердцах Черномырдин. – Стоило разъединяться и создавать границы… Откуда знаете, что нет денег? К кому с российской стороны обращались? – Виктор Степанович свел густые брови на переносице, смотрел пристально и строго на Дергаусова. – К губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву – с просьбой помочь в обустройстве Ейского порта, – загнул первый палец Дергаусов. – К депутату Госдумы Виталию Севастьянову, – пошел в ход второй палец. – Вы, Виктор Степанович, третий… К вам настоятельная просьба: попросить не только краевые, но и федеральные власти ускорить решение проблемы. – На вас, Виктор Степанович, – подключился и директор завода Карнаух, – вся надежда… Черномырдин пообещал: – Сделаю все, чтобы морской мост между двумя странами был восстановлен. А кто против? Ткачев против? Так надо еще поинтересоваться его отношением к проекту строительства Керченского моста. Там надо вкладывать миллиарды, а здесь – всего-то оборудование для таможенников прикупить… А что же наш летчик-космонавт Севастьянов? Не предлагал морской мост заменить авиационным? В Краснодаре аэропорт есть. Функционирует! А что вы говорили о мариупольском?.. Виктор Федорович Янукович взглядом указал на мэра Мариуполя Хотлубея, как бы поощряя Юрия Юрьевича просветить высокопоставленного гостя по поводу аэропорта. – Аэропорт в Мариуполе, – проинформировал Черномырдина Хотлубей, – большой! До девяносто четвертого года имели регулярные рейсы практически на все те же направления, что и аэропорт Донецка… Девяносто четвертый, Виктор Степанович, и для Украины, и для меня лично – особо памятный. Леонид Данилович был избран Президентом Украины, а я – проиграл в Мариуполе выборы. Вынужден был переехать на работу в Киев. Жизнь в Мариуполе потекла, разумеется, по другому руслу. Аэропортом заниматься оказалось некому… – Это понятно, – качнул головой Черномырдин. – Зачем лишние хлопоты, если можно сто километров проскочить за два часа до Донецкого аэропорта?.. – С другой стороны посмотреть, – продолжил Хотлубей, – все-таки более двухсот километров в оба конца при интенсивном рабочем графике мариупольских руководителей – это четыре часа времени, вырванные из активной общественно-политической и производственной деятельности при каждом вызове в Киев или рабочей поездке в Москву. – Логично, – согласился Черномырдин. – Понятно, что выиграв выборы девяносто восьмого года, вы вспомнили про аэропорт. – Вспомнил, – улыбнулся грустно Хотлубей. – Вот только, что с ним делать не знал. Своего авиацарка в Мариуполе нет. Силой же летать в наш город «Аэропорт» и «Авиалинии Украины» – не заставишь. Возникшую паузу заполнил глава Донецкой облгосадминистрации Виктор Янукович: – Расскажите, Юрий Юрьевич, в каком восторге оказалась мариупольская мэрия, когда на ее попечение был передан имущественный комплекс предприятия «Аэропорт Мариуполь»? – С багажом полуторамиллионных долгов, – уточнил Хотлубей. – И в полной своей красе: с протекающими крышами, ржавыми теплотрассами, неготовыми к зиме помещениями, что особенно «порадовало» местных коммунальщиков. – Так закрыть его! – сказал Черномырдин, посмотрев на часы. – Нельзя, – твердо ответил Хотлубей. – Будут лучшие времена! А чартеры?.. Из аэропорта осуществляются также проводки самолетов и контроль за сектором воздушных коридоров, примыкающим к российскому. – Как остро, – спросил Виктор Степанович, – этот вопрос стоит сегодня? – Решаем, – сообщил Хотлубей. – Подсказка нам пришла из Череповца. Вы должны знать Алексея Мордашова… – От директора «Север-Стали»? – искренне удивился Черномырдин. – Знаю такого! Но причем здесь Мордашов? – В Череповце, – проинформировал Юрий Юрьевич, – аэропорт уже шесть лет находится в собственности металлургического комбината. Наш меткомбинат имени Ильича – тоже огромнейшее предприятие, на котором занято более пятидесяти тысяч человек. Ильичевцы, Виктор Степанович, не только льют металл. Они разрабатывают и рудные месторождения, разводят скот, обрабатывают землю. Теперь будут заниматься еще и авиаперевозками – комбинат взял у города аэропорт в аренду на двадцать пять лет. – Ну вы, мариупольцы, и даете! – Черномырдин не сдерживал собственные эмоции. Перевел взгляд с Хотлубея на начальника морпорта Дергаусова: – Это что же теперь, Михаил Михайлович, вы услышите от стюардессы? «Уважаемые дамы и господа! Мы совершаем посадку в международном аэропорту Мариупольского металлургического комбината имени Ильича!» ----------------- Скачайте книгу и читайте дальше в любом из 14 удобных форматов: